Интеграция науки, школы, семьи: итоги проекта «Научное лето – 2022»

«Помогать детям познавать природу – давать им живую связь с родной Землей и уверенность в будущем» — так считают ученые Института биологии, участвовавшие в роли экспертов в исследовательском проекте «Научное лето онлайн — 2022».

Институт биологии в лице ряда научных сотрудников принимает участие в этом масштабном сетевом исследовательском проекте с самого начала его старта в 2020 году. В этом году было вовлечено около 300 детей, 100 педагогов и консультантов, он охватывает 22 улуса/района.

Научные консультанты — руководители направлений сетевого исследовательского проекта «Научное лето онлайн 2022»

 

21 октября 2022 г. состоялось торжественное закрытие, где были подведены итоги онлайн защиты научных работ учащихся. Научные консультанты — руководители направлений исследований единодушно отметили, что уровень научных работ школьников значительно возрос, ребята отнеслись к выполняемым исследованиям очень ответственно, поэтому в этом сезоне было много интересных тем и находок.

 

Своими впечатлениями делятся научные консультанты проекта от Института:

Исаев Аркадий Петрович, д.б.н., г.н.с., и.о. зав. Отделом зоологических исследований (направление «Орнитология»):

— Хотелось бы подчеркнуть уникальность данного проекта, который дает школьникам разных возрастов за время проведения наблюдений в живой природе примерить на себе роль «научных волонтеров». Из года в год юные пытливые исследователи все больше помогают работе ученых в сборе полевых данных. Допустим, несколько подшефных ребят обнаружили и изучили очень много птичьих гнезд.

Троева Елена Ивановна, к.б.н., с.н.с. группы геоботаники Отдела ботанических исследований (направление «Лекарственные растения: флористические и популяционные исследования»):

— С главным организатором проекта, Олекминским Центром творческого развития и гуманитарного образования школьников, у нас давние крепкие рабочие связи. До пандемии выезжала к ним для работы экспертом на районном этапе республиканской конференции «Шаг в будущее». Каждый год в рамках проекта рассматриваю порядка 30-40 работ. Как и мои коллеги, провожу лекции в формате zoom-конференций, также общаемся через ватсап-группы. Участники присылают туда фото найденных ими растений, мы даем по ним информацию, рекомендуем литературу. Нравится видеть интерес у детей, обратную связь в виде вопросов. Но особое удовольствие — видеть результаты их работы. В каждом исследовании — своя изюминка. Бывает, мы и сами узнаем что-то новое из их работ.

Андреева Сахая Николаевна, инженер-исследователь Отдела ботанических исследований (направление «Лекарственные растения: флористические и популяционные исследования»):

— «Научное лето — онлайн» это отличная основа для самостоятельных практических исследований школьников. Наличие разработанных алгоритмов действий (методики) по выбранной теме исследований, удаленной системы «обратной связи» с консультантом, доступных источников литературы способствуют охвату большого числа участников. В направлении «популяционной ботаники» при одинаковых методах сбора и анализа данных, различаются только объекты исследований. Мне понравилось, как ребята интерпретировали свои данные и в каждой работе была своя «изюминка» — акцент на какую-то сторону исследования.

Попов Анатолий Анатольевич, к.б.н., н.с. Группы таксономии и мониторинга биоразнообразия энтомофауны (направление «Энтомология»):

— В качестве научного консультанта по направлению «Энтомология» в сетевом исследовательском проекте участвую уже третий год. В этом году на заключительной конференции представили свои работы 20 участников из 7 улусов республики. Научный интерес ребят охватил широкий спектр по изучению мира насекомых: чешуекрылые, жуки, пчелы, исследования водной фауны беспозвоночных, исследования напочвенной мезофауны. При этом учащиеся использовали все стандартные методы энтомологических исследований, начиная от кошений энтомологическим сачком, использования почвенных ловушек Барбера до оценки качества воды биоиндикационными методами и определения видов комаров по морфометрическим показателям личинок. Возрастной спектр участников нашего направления также был довольно широк, со 2 по 11 класс, но наиболее многочисленной была средняя группа с 5-7 класс.

В целом думаю, что данный формат дистанционной совместной научной работы со школьниками нужно только приветствовать, т.к. не всегда имеется возможность непосредственно очно руководить детьми, также этим путем достигается более широкий географический охват детей с разных отдаленных улусов республики.

 

Таким образом, научное сотрудничество позволило нарастить качество проекта, оказать помощь работе педагогов, которым ранее не хватало научного сопровождения. Учителя, школьники и их команды из 51 населённого сельского пункта республики смогли получить качественные консультации на высоком уровне. Значительный задел на будущее — помогать ребятам найти себя, прокладывать тропинку в будущую профессию, познавать свой край и его уникальность не уходя далеко от дома.

По итогам заседания экспертов 36 работ рекомендованы на региональный уровень. Кроме того, будут изданы методические пособия по каждому из направлений, которые будут распределены по школам-участницам проекта.

 

Малышев Юра, ученик 6 класса Чычымахской СОШ, Таттинский улус.  Тема исследования: «Аптечка под ногами: лекарственные растения села Чычымах Таттинского улуса».

 

Юные натуралисты изучают береговых ласточек, Крест-Хальджайская СОШ, Томпонский район

Монастырев Володя, 7 класс МБОУ Чурапчинская СОШ, изучение насемомых

 

Федоров Артем, 6 класс, Саха гимназия, ловля сачком

Максимова Юлиана, 4 класс, изучение одуванчиков

 

Информация о проведенном сетевом исследовательском проекте «Научное лето онлайн 2022» размещена по ссылке https://phenonet.ru/itoghi_nauchnogho_lieta#2022